МА ДОУ «Детский сад № 203» г.Пермь
«ПЕРМСКИЕ ПИСАТЕЛИ ДЕТЯМ»
Руководители проекта: воспитатель Шайганова А.В.
логопед Шишмакова М.А.
Полное название программы | Знакомство с творчеством пермских писателей. Привитие детям любви к чтению. |
Краткое название | «Пермские писатели». |
Учитель-логопед: Шишмакова Марина Анатольевна Воспитатель: Шайганова А. В. |
|
Возраст детей | |
Количество занятий | |
Актуальность | Проект «Пермские писатели детям» направлен на расширение кругозора детей, на привитие интереса к творчеству пермских писателей. Дети узнают, какие интересные и какие разные писатели и поэты жили и живут сейчас, в одно с нами время, на прикамской земле. |
Познакомить с произведениями писателей Пермского края (о которых забывают), воспитывать уважение к культуре народов многонациональной России. |
|
1.Привитие интереса к творчеству пермских писателей. 4. Пополнить библиотеку группы книгами пермских писателей и альбомом «Писатели Прикамья». |
|
Материалы и оборудование | Книги пермских писателей, посещение школьной библиотеки (выступление библиотекаря по теме»).Презентация «Писатели детям». |
Части проекта. | 1.Подготовительный этап(1 неделя). 2.Основной этап.(2 недели) 3.Заключительный этап.(1 неделя) |
Конечные результаты | Дошкольники проявляют интерес к творчеству пермских писателей. Дети узнали, какие интересные и какие разные писатели и поэты жили и живут сейчас, в одно с нами время, на пермской земле. Расширился кругозор детей. |
Конкретные программные критерии | Дети и родители проявили интерес к произведениям пермских писателей, возрождаются традиции семейного чтения. Пополнилась предметно-развивающая среда книгами пермских писателей и альбомом «Писатели Прикамья». |
Количество детей | Дети подготовительной группы.(32 человека) |
ПРОЕКТ «ПЕРМСКИЕ ПИСАТЕЛИ ДЕТЯМ»
Пояснительная записка.
Целью будет являться знакомство старших дошкольников с чрезвычайно богатой и многокрасочной картиной литературы, которую можно назвать «литературой Прикамья» по месту создания и бытования, по месту рождения или жизни тех, кто ее творил. Познакомить с произведениями писателей Пермского края (о которых забывают), воспитывать уважение к культуре народов многонациональной России.
Аннотация
Проект «Пермские писатели детям» направлен на расширение кругозора детей, на привитие интереса к творчеству пермских писателей. Дети узнают, какие интересные и какие разные писатели и поэты жили и живут сейчас, в одно с нами время, на пермской земле. Каждый из них по-своему выражает свою любовь к нашей большой и малой Родине. Пусть эта любовь найдёт отклик и в вашей душе.
Цель: познакомить детей и родителей с пермскими писателями и их творчеством.
Задачи: 1.Привитие интереса к творчеству пермских писателей.
2.Воспитание нравственных качеств и норм поведения с учётом культурных традиций Пермского края.
3.Возрождение традиций семейного чтения.
4. Пополнить библиотеку группы книгами пермских писателей.
Паспорт проекта
Возраст: дети подготовительной к школе логопедической группы
Участники проекта: воспитатели, логопед,дети, родители,
Тип проекта: практико-ориентированный, творческий, краткосрочный.
Продолжительность: краткосрочный (4 недели)
Состав проектной группы:
руководители проекта – Шайганова А.В., логопед Шишмакова М.А.
дети подготовительной группы и родители.
Обеспечение проектной деятельности:
1.Интернет-ресурсы.
2.Шибанова Н.Л. Презентация «Писатели детям».
3.Кустова И.Л. Презентация «Пермские писатели».
4. Посещение школьной библиотеки и выступление библиотекаря по теме.
5. Инсценировка эпизодов некоторых произведений пермских писателей.
6. Экскурсия в лес « Лесные загадки».(Загадки пермских писателей).
7.Просмотр мультфильмов.
Предполагаемые продукты проекта:
Пополнилась книгами пермских писателей библиотека в группе.
Дети и родители проявили интерес к произведениям пермских писателей, возрождаются традиции семейного чтения. Создание альбома «Писатели Прикамья».
Этапы работы над проектом:
1.Подготовительный этап(1 неделя)
Определение темы проекта.
Формулировка цели и задач проекта.
Формирование проектировочной группы.
Распределение прав и обязанностей.
(знакомство с творчеством некоторых пермских писателей на занятиях и внеклассных мероприятиях)
В. Воробьёв
Л. Кузьмин
Е. Пермяк
В. Телегина
А. Тумбасов
Б. Ширшов
В. Бианки
Д. Мамин-Сибиряк
Е. Трутнева
Л. Давыдычев
2.Основной этап.(2 недели)
Подборка книг пермских писателей.
Организация просмотра презентации по данной теме.(выступление логопеда Шишмаковой М.А.)
Просмотр мультфильмов по произведениям пермских писателей.
Экскурсия в лес «Лесные загадки»(по произведениям пермских писателей).
(Воспитатель.логопед, дети и родители).
Привлечение родителей к пополнению библиотеки группы книгами писателей Прикамья.
Методическое обеспечение.
*Знакомство с произведениями отдельных пермских писателей.
*Презентация (портрет, краткая биография, приобретение книг для уголка чтения).
На эту работу отведено 2 недели.
3.Заключительный этап.(1 неделя)
*Посещение школьной библиотеки (выступление библиотекаря по данной теме).
*Пополнение уголка для чтения произведениями пермских писателей.
*Создание альбома «Писатели Прикамья».
*Инсценировка сказки.
Таким образом, пополнив предметно-развивающую среду книгами пермских писателей и альбомом « Писатели Прикамья» созданными родителями, педагогами и детьми, дошкольники проявляют интерес к творчеству пермских писателей. Дети узнали, какие интересные и какие разные писатели и поэты жили и живут сейчас, в одно с нами время, на пермской земле. Расширился кругозор детей.
Библиотека школы №40.
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение
Центр развития детский сад №378 г. Пермь
ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Пермский край — моя Родина»
для детей старшего дошкольного возраста
подготовила
Воспитатель
Грунина Марина Николаевна
«Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле — каждый колосок,
Речка, небо надо мною-
Это все мое, родное!»
В. Орлов
Проект: долгосрочный, групповой, творчески – поисковый.
Сроки реализации: 2012 -2013 и 2013 – 2014 учебные годы
Актуальность проекта:
В настоящее время очень часто говорят о нравственно- патриотическом воспитании подрастающего поколения. Я считаю актуально начать работу по патриотическому воспитанию детей в детском саду т. к. в семье родители мало уделяют внимания данному вопросу. Современные дети мало знают о родном городе, крае, стране, народных традициях. А ведь Родина начинается с места, где он родился. Чтобы вырастить достойного гражданина своей страны, необходимо, как можно раньше пробудить любовь и уважение к своей малой родине. Чтобы он смог почувствовать и осознать себя частицей своей родины. Поэтому ребенку необходимо помочь узнать, как можно больше о семье, городе и крае, где он родился.
Цель: Формирование основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста.
Задачи проекта:
Познакомить детей с историей, культурой, промышленностью, природой Орджоникидзевского района.
Расширить знания об улицах и достопримечательностях Орджоникидзевского района.
Формировать у детей интерес к родному городу улицам, достопримечательностям, культурным центрам.
Познакомить детей с государственными символами Пермского края.
Познакомить детей со знаменитыми соотечественниками Пермского края: писателями, художниками, музыкантами. Побуждать детей восхищаться их творчеством.
Расширить представления детей о природе Пермского края: растениях, животных, ископаемых. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы.
Познакомить с заповедником «Басеги».
Познакомить с картами города Перми и Пермского края.
Дать представление о людях разных национальностей живущих на территории Пермского края (татары, коми), их предметами быта, национальной одеждой, языком.
Формировать чувство уважения к защитникам Родины. Развивать патриотические чувства.
Учить беречь и сохранять богатство Пермского края.
Привить любовь и гордость за свою Родину.
Помочь почувствовать себя частицей своей малой Родины.
Привлечь к активной работе родителей.
Ресурсное обеспечение:
Открытки, буклеты, фотографии о родном городе, крае
Фотографии улиц родного города
Альбомы с видами улиц, на которых находятся знакомые всем здания, архитектурные ансамбли, заводы, памятники, театры, музеи.
Карты города Перми и Пермского края
Видеофильмы о городе Перми и Пермском крае.
Книги пермских писателей и поэтов
Музыка, песни Пермских композиторов
Картины и иллюстрации пермских художников
Дидактические и подвижные игры
Куклы в национальных костюмах
Участники проекта:
Воспитатель
Дети старшей и подготовительной групп
Родители воспитанников
Ожидаемые результаты:
Дети должны знать и называть свой город, край, район, близлежащие улицы; достопримечательности города, Пермского края; флору и фауну
У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым
Вовлечь семьи воспитанников в учебно-воспитательный процесс
Разработать методические и дидактические пособия по патриотическому воспитанию
Активизировать знания родителей по вопросу патриотического воспитания у детей дошкольного возраста.
Модель трех вопросов
Что хотим узнать? | Что нужно сделать,чтоб узнать? | |
Что живем в городе Перми; Знаем свою улицу; — детские театры города Перми; Что в Перми течет река Кама; Какие деревья растут в нашем лесу; Какие водятся животные и птицы. | Кто основал город Пермь и как он назывался раньше; Познакомиться с символикой города Перми; Достопримечательности города Перми; Какие улицы есть в нашем городе; Какие заводы есть в Перми и Пермском крае; Узнать писателей и художников Пермского края; — узнать о выдающихся людях города Перми; Узнать больше о животном и растительном мире Пермского края; Узнать какие полезные ископаемые есть в Пермском крае и как их добывают; Понять почему люди живущие в городе Перми гордятся своей Родиной. | Рассматривать иллюстрации о Перми и Пермском крае; Смотреть документальные фильмы о Перми; Беседовать о Перми; Провести выставки рисунков о Перми; Провести викторины о Перми и Пермском крае; Создать газеты о Перми и ее жителях; |
Тема | ||
Сентябрь Октябрь | Моя малая Родина | Беседа о районе (улицах, зданиях, культурных и промышленных центрах) Рассматривание карты района Создание фотоальбома «Район раньше и теперь» Составление рассказов «Дом, в котором я живу» Экскурсия по улице Веденеева Конструирование из лего « Мой район» |
Ноябрь | История возникновения города | Рассказ «Как возник город Пермь» Создание фотоальбома «История Перми» |
Декабрь | Путешествие по родному городу» | Беседа «Достопримечательности Перми» Создание фотоальбома «Культурные центры Перми» Изготовление макета города Перми Лепка «Кто живет в зоопарке» С-р игра «Цирк» Д/и «Экскурсовод» |
Январь Февраль | Они прославили наш город | Беседа о выдающихся людях города Перми Создание фотоальбома «Знаменитые люди нашего города» Выпуск газеты «Кем работают мои родители» Составление рассказов «Кем я хочу стать» |
Март Апрель | Писатели, поэты, художники Пермского края | Организовать выставку книг писателей Пермского края Чтение сказок разных народов Пермского края Чтение сказок Бажова Чтение стихов и слушание песен о городе Перми Рассматривание репродукций картин Пермских художников Создание галереи рисунков «Мой любимый город» |
Май | Боевая слава города | — изготовление праздничных открыток, — встреча с ветеранами (прадедушкой одного из детей) , — беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне Беседа «Памятники города Перми» Викторина «Что мы знаем о Перми» |
Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей старшей группы на 2012 -2013 учебный год.
Тема | Связь с другими видами деятельности | |
Сентябрь | Знакомство с символикой города Перми и Пермского края | Знакомство с флагом и гербом Пермского края Закрашивание герба города Перми Рисование «Герб семьи» |
Октябрь Ноябрь | Природа Пермского края | Рассматривание карты Пермского края Беседа «Растения Пермского края» Создание альбома «Лекарственные травы Прикамья» Рассказ о заповеднике «Басеги» Рассматривание буклетов, журналов, демонстрация слайдов о природе Прикамья Рисование «Лес — точно терем расписной» |
Декабрь | Животный мир Пермского края | Рассматривание и чтение книг, энциклопедий, журналов о животном мире Пермского края Создание альбома «Животные занесенные в красную книгу» Лепка «Животные нашего леса» Создание макета «Природа Прикамья» |
Январь | Ископаемые Пермского края | Рассматривание коллекции ископаемых Пермского края Создание мини-музея «Изделия из камней Прикамья Беседа «Кунгурская пещера» Чтение П. Бажова «Хозяйка медной горы» |
Февраль | Народы Пермского края | Знакомство с людьми разных национальностей проживающих в Пермском крае Выставка одежды, предметов быта народов коми, татар. русских П/и разных народов Слушание стихов, песен |
Март | Беседа о правилах поведения в природе Выставка плакатов «Береги родной край» |
|
Апрель | Пермский край – моя Родина | Создание мини-проектов «За что я люблю свой город» КВН «Пермский край – моя Родина» |
Список литературы:
Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом , М.: ТЦ Сфера,1999
Бажов П. Серебряное копытце, изд-во Речь, 2015
Бажов П. Хозяйка медной горы, Стрекоза- Пресс, 2007
Бородинских Г.А. Пермь Великая г. Соликамск, 1994г.
Воробьев В.И. О черном аисте и белом подснежнике, Перм. Кн. Изд-во, 1987
Воробьев В.И. Капризка: Росмэн-Пресс, 2013
Кузьмин Л.И. Шагал один чудак: Пермь: Перм. Кн. изд-во, 1988
Кузьмин Л.И. Капитан Коко и зеленое стеклышко: Перм. Кн. Изд., 1968г.
МельчаковаС.С.Город в глубине России. Пермь: Пушка, 2010
Пермяк Е.А. Чижик-пыжик, Махаон, 2013
Пермяк Е.А. Дедушкина копилка, М.: ЭКСМО, 2009
Пермь от основания до наших дней. Исторические очерки. Пермь: Пушка, 2000
Пермь: 280 шагов по городу, Пермь: Пресс-центр, 2003
Пьянков Б. Лесная душа, Пермь: Звезда, 2003
Трутнева Е.Ф. Огоньки –снегири, стихи, Детская лит-ра, 1974
Трутнева Е.Ф. Золотой дождик, стихи, Пермь: Кн. Из-во, 1984
Трутнева Е.Ф. Проталинки, стихи, М.: Детгиз, 1958
Трутнева Е.Ф. Родина, Пермь: Пермьгиз, 1945
Федин С.Н. Игры нашего детства, Айрис- Пресс, 2006
Черных Е.А. , Похожаева Т.В. Твое Прикамье. Береги свой дом. Пермь, Пушка, 2001
Сказки Прикамья, Пермское книжное издание, 1972г.
Имена героев на карте пермского края, брошюра, Пермь, 2012г.
Актуальность проекта:
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. В последнее время заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений: стали проводиться конкурсы на соискание гранта по организации работы по патриотическому воспитанию, конференции, появилось разнообразие методической литературы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ.
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные учреждения развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание, включающее региональный компонент. Тем не менее, ни одна из программ не даёт возможности в полном объёме решить задачи по ознакомлению детей с родным краем, поэтому педагоги самостоятельно разрабатывают и систематизируют практический материал.
С целью обеспечения нравственно-патриотического воспитания дошкольников в нашем дошкольном учреждении проводится работа на основе регионального компонента. Деятельность педагогов по патриотическому воспитанию детей включает в себя совместную деятельность педагогов, детей и их родителей.
В организации работы по данному направлению нам помог проект «Мой любимый город».
Проблемы, на решение которых был направлен проект:
Познакомить детей с городом – как культурной столицей Прикамья;
Дать представление о достопримечательностях родного города;
Привлечь к участию родителей, способствовать формированию культурных семейных ценностей и традиций.
Использовать при реализации проекта новые формы взаимодействия с детьми и родителями. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Мой любимый город!».
Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Участники проекта: дети подготовительной группы № 11 МБДОУ «ЦРР – детский сад № 415», воспитатель Острякова Марина Владимировна, родители воспитанников.
Вид проекта: групповой, краткосрочный.
Сроки реализации проекта: октябрь 2013г. - январь 2014г.
Направления проектной деятельности:
- Информационный блок: Переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов
- Технологический блок: Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения
- Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды
Основной раздел программы: познавательное развитие
Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Цель проекта: воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
Задачи проекта:
- Продолжать знакомить детей с родным городом, Пермским краем; дать представление о том, что город Пермь является частью Пермского края.
- Продолжать знакомить детей с историей возникновения г.Перми, его основателем, основными культурными и историческим достопримечательностями.
- Закрепить знания о символике г. Перми.
- Воспитывать интерес к истории своего края, чувство любви и гордости к родному краю.
Ресурсное обеспечение:
Кадровое: педагог имеющий специальное педагогическое образование, музыкальный руководитель ДОУ.
Методическое: программа Л.В. Коломийченко «Программа патриотического воспитания детей дошкольного возраста», Горбацевич Н.П. , Шатрова Н.В. «Прикамье: странички далеких и близких времен», «Твое Прикамье – береги свой дом» составитель Е.А. Черных.
Информационное: видеофильм «Мой город», фотопрезентация «Пермь», буклеты, открытки о городе, энциклопедии, словари, справочники, экскурсионные программы.
Этапы проведения и реализации проекта:
I. Информационно-накопительный:
- Изучение интереса детей для определения целей проекта.
- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
- Обращение к специалистам.
II. Организационно-практический
№ п/п |
Совместная деятельность педагога с детьми |
Работа с родителями |
Организация развивающей среды |
Выставка рисунков «Любимый город с днем рождения» |
Выставка рисунков в холле детского сада. |
||
Презентация мини-проектов «Мое любимое место в городе» |
Помощь в составлении презентации, фотоотчеты, информационный поиск |
Подбор материалов о городе, фотоальбомы любимые места в Перми |
|
Рассматривание буклетов и фотографий «Мой город» |
Помощь в подборе материалов |
Выставка буклетов и фотографий |
|
Цикл «виртуальных» экскурсий по городу. Центральные улицы города; Парки и скверы Перми; Ворота нашего города (Ж/д вокзал, речной, автовокзал, аэропорт); Пермь театральная Памятники и музеи города. Исторические здания города. |
Помощь в подборе материалов для экскурсий. |
Фотоотчеты |
|
Поисковая деятельность с детьми «История возникновения города» (символика, основатель) |
Помощь в подборе информации. |
Видео и фото презентация. |
|
Проведение дидактических игр по краеведению «Мой город Пермь», “Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной», «Ассоциации -город» |
Подбор дидактических игр по краеведению в познавательно-речевом уголке. |
||
Экскурсии по городу - «Мой город – Пермь» (прошлое, настоящее, будущее) |
|||
Посещение краеведческого музея |
|||
Разучивание песен, стихов о Перми |
Подбор материалов |
||
Оформление макетов «Любимое здание моего города» |
Помощь в изготовлении, описании и оформлении. |
Оформление выставки «Наш любимый город» |
|
В. Степанов «Что мы Родиной зовем», «Наш дом», Н.Куртог «Сказки». |
Оформление выставки книг о городе, родине, стране в книжном уголке. |
||
Составление рассказов на тему: «Что бы я рассказал гостям своего города» |
Оформление странички книги. |
Оформление книги рассказов о городе. |
|
Посещение кукольного театра. |
|||
Историческая викторина «Знатоки родного города» |
III. Презентационно - завершающий
Открытое итоговое мероприятие “Моя Родина – город Пермь!”
Выставка продуктов детской деятельности.
Оценка этапов реализации проекта детьми.
IV. Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов.
Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
Необходимые условия реализации проекта:
- 1.интерес детей и родителей;
- 2.методические разработки,
- 3.интеграция со специалистами детского сада.
Возможные риски:
- 1.нежелание участвовать в проекте родителей;
- 2.низкое ресурсное обеспечение;
- 3.низкая познавательная активность участников.
Предполагаемый результат:
- 1.Итоговым результатом является мониторинг, где дети покажут свои знания о родном городе, его истории, культуре. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
- 2.Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
Мониторинг, направленный на выявление представлений у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном городе.
- 1.Как называется наш город?
- 2.Кто является основателем нашего города?
- 3.Какое животное изображено на гербе Пермского края?
- 4.Чем славится земля Пермская?
- 5.Назови свой домашний адрес?
- 6.Какие улицы ты еще знаешь?
- 7.Назови и расскажи о достопримечательностях города Перми.
- 8.Какие вокзалы есть в городе Перми?
- 9.Назови театры нашего города?
Данный мониторинг проводится в начале и конце проекта.
Смета расходов
№ п/п |
Ресурсное обеспечение |
Кол-во за единицу/сумма |
Количество штук, сумма |
Ноутбук «Packard-bell» |
1/15.000 |
15.000 |
|
Фотоаппарат «Canon» |
1/7000 |
7000 |
|
Экран настенный «Pro-mega office» |
1/1990 |
1990 |
|
МФУ «Canon pizma mg2240/mg3240» |
1/2890 |
2890 |
|
Расходные материалы (черный картридж, цветной картридж) |
1/744 1/905 |
1649 |
|
Карта памяти к фотоаппарату |
1/1700 |
1700 |
|
USB устройство |
1/500 |
||
Магнитные держатели |
1уп - 567 |
1134 |
|
Беспроводная мышь |
|||
Набор постеров на тему «Город Пермь» на разную тематику |
1/500 |
4/2000 |
|
Набор видеофильмов на тему «Город Пермь» |
1/200 |
4/800 |
|
Настенная система «durableSherpa style 5844» |
1/3811 |
3811 |
|
Обложки пластиковые |
1уп - 950 |
||
Итого: 40.014 рублей. |
Непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области «Познание», «Социализация».
В гостях у Деда-краеведа
Цель: способствовать формированию у детей чувства патриотизма к родному городу.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения г. Перми, основными достопримечательностями.
2. Закрепить знания о символике г. Перми.
3. Развивать связную, диалогическую речь у детей.
4. Воспитывать интерес к истории своего края, чувство любви и гордости к родному краю.
Предварительная работа:
Рассматривание буклетов, символик г. Перми (герб), поездка в цирк, экскурсия по улице г. Перми, игры «Собери картинки», составление рассказов о местах г. Перми.
Ход занятия:
Здравствуйте дети, здравствуйте гости! Я Дед-краевед – все ведаю, все знаю о своем родном крае. Услышал я, что вы изучаете историю родного края и хочу помочь вам в этом сегодня. Но сначала я проверю ваши знания. Ребята, Дед-краевед нам прислал открытки (на экране показ открыток).
Посмотрите, пожалуйста, и скажите, узнаете ли вы знакомые места?
Как называется наш край?
Еще Дед-краевед прислал игру «Собери картинку». Разделимся на три группы и быстро их соберем. Чья команда вперед? (собираем герб России, герб Перми, герб Москвы). Что за символы получились? На экране символ Перми - герб.
Что обозначают элементы этого символа?
Медведь – это сила и богатство края, крест и книга – христианство.
А, как вы думаете, ребята, нужны вам знания об истории нашей страны, нашего Пермского края? А зачем? Дед-краевед очень хочет, чтобы вы были умными и все знали, поэтому он еще прислал историческую книгу о г. Перми. Прочитав ее, я предлагаю вам узнать об возникновения г. Перми.
Желаете, послушать мой рассказ? Давным-давно, когда еще не было города Перми, на этом месте шумела тайга. Чем богат лес? По тайге протекала маленькая речка Егошиха, которая спешила встретиться с большой речкой Камой! Чем богата речка? И людям понравилось это место и стали строить они дома. Какие дома раньше были? А потом в земле люди нашли полезное ископаемое «медную руду» и построили завод. На заводе выплавляли медь – она нужна была России. Вокруг завода вырос поселок, его называли Егошиха, как и речку. Поселок разрастался. Прошло много-много лет и он превратился в город. И царица России Екатерина II издала указ назвать этот город Пермь.
Какие дома в Перми построены?
Какие улицы в Перми?
Что еще вы видели в Перми?
Посмотрите на экран (слайды г. Перми)
Каким город стал в наше время?
Какие дома построены?
Какие улицы? (широкие, длинные)
Пермь - большой и красивый город. В нем много храмов, театров, музеев, библиотек.
Ребята, а вы ездили с родителями в г. Пермь? Где вы бывали? Что повидали? Может расскажите нам?
Спасибо вам за интересные рассказы.
Ребята, а что нового узнали на занятии?
Нам надо рассказать Деду-краеведу.
Дед дед-краевед
Ты посылочку прислал
Много ты нам показал
1-2-3
Что узнал, ты расскажи!
Рефлексия:
Ребята, я предлагаю создать флаг настроения - символ нашего занятия. Посмотрите какой он у нас. Флаг получился ярким, красочным. Значит настроение от занятия у вас веселое, радостное.
Гилина Ирина
Патриотический проект «Мой город Пермь» для старшего дошкольного возраста
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 136 ОАО «РЖД»
ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Мой город Пермь »
для старшего дошкольного возраста
Воспитатель Гилина И. А.
Учитель-логопед Малых Н. Ю.
Адрес : г. Пермь
614046 ул. Барамзиной 68А
Проект : долгосрочный, групповой, творчески-поисковый.
Сроки реализации проекта : 2015 – 2016 учебный год.
Актуальность проекта
Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма . Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте . Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности . Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе , усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания . Чтобы воспитать патриотов своего города , надо его знать.
Цель : Воспитание гражданина и патриота своей страны , формирование нравственных и культурных ценностей.
Задачи проекта :
Дать знания детям о родном городе : истории, символике, достопримечательностях.
Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город .
Познакомить с творчеством Пермских писателей .
Расширить знания детей о флоре и фауне города Пермь .
Познакомить детей с рекой Кама, её расположением на карте, уникальностью.
Активизировать и расширять словарный запас по теме.
Воспитывать любовь к родному городу , краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Повысить уровень знаний родителей и педагогов по вопросам патриотического воспитания детей .
Ресурсное обеспечение :
Гербарии и коллекции полезных ископаемых Пермского края ;
Открытки;
Художественные произведения и материалы;
Дидактические игры.
Участники проекта :
Воспитатели;
Учитель-логопед;
Дети подготовительной группы;
Родители воспитанников.
Гипотеза :
Проживая в городе Перми , на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, известных всему миру. В ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города , символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город , начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены .
Ожидаемые результаты :
Дети должны знать и называть свой город , символику города , достопримечательности, флору и фауну;
У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым;
Уметь составлять связный рассказ о своём городе , его достопримечательностях.
План действий :
1. Постановка проблемы : Что мы знаем о родном городе ? Что
хотим узнать?
2. Определение предстоящей деятельности : Как нам найти ответы
на вопросы?
3. Планирование деятельности детьми совместно со взрослыми,
определение средств и способов реализации проекта .
4. Выполнение проекта детьми и взрослыми .
5. Обсуждение результатов.
6. Определение перспектив проектирования .
Формы и методы реализации проекта :
Раздел программы Виды детской деятельности
Речь и речевое развитие
1. Познавательные занятия :
«Мой город на Каме »
«По улицам города »
«Район детского сада как часть города »
«Растительный мир родного края»
«Животный мир Прикамья»
«Наша Кама велика, широка и глубока»
«Писатели Пермского края
2. Составление описательных и творческих рассказов на тему :
«Город , в котором я живу»
«Я и моя семья»
«Профессии родителей»
«Моя улица»
3. Словотворчество детей с родителями : сочини стихи, сказку о г. Пермь .
4. Составление кроссвордов о птицах, растениях :
«Что это?» .
5. Чтение художественной литературы.
6. Конкурс пословиц и поговорок. «Делу - время, потехе – час» .
7. Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края.
8. Заучивание стихов.
9. Литературный праздник, посвящённый творчеству
Е. Пермяка и Е . Трутневой.
Игровая деятельность
1. Оформление игротеки дидактических игр :
«С какого дерева лист?»
«Кто лишний?»
«Найди животных нашего края»
«Заселим реку Каму»
Лото «Где это сделано?»
Домино «Люби и знай свой Пермский край »
«Между двух вокзалов»
2. Сюжетно – ролевые игры :
Пожарные
Магазин «Сувениры Прикамья» , «Пермские конфеты » …
Экскурсия по городу
3. Игры народов Прикамья.
Трудовая деятельность
«Трудовой десант» детей и родителей (посадка деревьев, подрезание, уборка мусора весной, осенью на участке, тематическое оформление зимних и летних участков)
Конкурс на лучшую кормушку для птиц;
Конкурс семейных работ «Осенняя пора- очей очарование» ;
Задание на лето : собрать гербарий растений Прикамья и природный материал.
Привлечение детей родителями для труда на даче.
Ручной труд :
Поделки из природного материала
Изготовление макетов зданий города
Изобразительная деятельность Рисование :
«Животные, птицы, растения Перми »
«Улицы родного города »
«Любимое место в моём городе »
Лепка животных (лось, медведь, бобр, птиц (цапля, снегирь, клёст) .
Конструирование (бросовый материал) : «Национальная кукла из ниток» , макет перекрёстка ДКЖ.
Строительный материал : здания города .
Здоровье и физическое развитие Беседы :
«Полезные привычки»
«Точечный массаж» ,
«Лечебный чай»
Спортивные праздники, развлечения
Экологическое воспитание
Беседа о климатических условиях города , области.
Оформление альбомов с видовым разнообразием животного, растительного мира, их средой обитания.
Составление экосказки о городе Перми , реке Каме.
Мероприятия по охране окружающей среды.
Викторина «Что я сделал для родного города » (Чистота, уют) .
Социальное развитие
Экскурсии в лес;
Экскурсии по родному городу ;
Посещение выставок художников города , края с родителями;
Экскурсия в библиотеку ДКЖ;
Экскурсия в краеведческий музей;
Организация уголка краеведения в группе.
Встреча с пермским художником-кукольником Анохиной
Музыкальная деятельность
Разучивание стихов и песен о Перми и Каме
Оформление музыкального уголка в русских традициях
Прослушивание песен об Урале и городе Перми
Развлечения
Концерты фолк-шоу группы «Пермские скоморохи »
Оформление стенда «Песни и стихи о г. Пермь »
Взаимодействие с родителями
Досуг с родителями «Бабушка –загадушка в гостях у детей» (загадки о животных Урала)
Досуг «Встреча с бабушкой» (к месячнику пожилого человека)
Фотоальбомы «Как я отдыхал на реке Каме»
Фотоальбом «Моя семья»
Фотоальбом «Профессии родителей» ;
Уголок доверия «Вы спрашивайте, мы ответим»
Консультации :
Помощь в организации экскурсий
Участие в выставках плакатов, рисунков, фотокомпозиций.